К. Максимова – урок вокала 2/6 (головной резонатор)

Вокальная “маска” и головной резонатор в пении, вокальные упражнения.

Существуют так называемые вокальные резонаторы, находящиеся у нас в голове (и не только, но об этом чуть позже). В целом же при пении резонирует вся черепная коробка. Для того, чтобы при пении звук проходил через все резонаторы, мы направляем его в воображаемую точку, которая находится между бровей. Называется эта точка главным головным резонатором. Мы ее отметим на нашей схеме. Название этой точки не совсем точно отражает ее суть, так как, повторюсь, у певца резонирует вся черепная коробка, а не одна лишь точка на ней. Но именно в этом месте находятся пазухи, через которые следует мысленно пропускать звук, включая образное мышление. Направить звук в эту точку помогают различные вокальные упражнения, хорошо известные моим ученикам. Одно из них — «капризная девочка» (или мальчик:), суть которого состоит в том, чтобы протяжно произнести произнести какую-нибудь фразу с нарочито «капризной» интонацией. Другое упражнение я называю «большой начальник» — в нем нужно говорить строго, и этот прием тоже помогает озвучить главный головной резонатор. Происходит эффект купола сродни тому, который можно услышать в большом храме, под сводами которого голос человека звучит намного громче, чем, скажем, на улице. то же самое происходит и с нашим головным резонатором — связки затрагиваются минимально, они работают очень легко, самое главное — ничего не зажимать.

Теперь давайте поговорим о точках, которые находятся вверху скул: они тоже относятся к головному резонатору. Эти точки делают звук, так сказать, «вкусным». Недаром западные исполнители высокого класса всегда поют с чуть приподнятыми щеками. При этом не надо путать несколько вещей. Это не плоский звук, который образовывается при растянутых в улыбке губах, а именно скулы, которые резонируют. Заставить их работать можно, если при пении чуть приподнять щеки — таким образом напрягаются нужные нам мыщцы. Есть упражнение и для этого резонатора, его суть в том, чтобы говорить с чуть приподнятыми щеками. На уроках вокала мы выполняем все в чуть утрированной форме, чтобы лучше прочувствовать работу мышщ и дыхания, но на практике, конечно же, все должно быть в меру, на сцене никакой «школы» не должно быть видно. Если провести линии между рассмотренными сейчас резонаторами, получится треугольник, так называемая вокальная маска, в которую мы поем.

Что еще нам дают приподнятые щечки? Они делают звук ярче, а дикцию — более ясной, человека хочется слушать, а за счет того, что лицо становится более подвижным, активным, то и смотреть на него приятнее, а в эстрадном вокале это очень важно. Кстати, на моих уроках вокала мы работаем и над энергетикой человека, я помогаю ученикам раскрыться, прочувствовать полет звука, сделаться раскованными. Нигде не должно быть никаких зажатостей — ни в плечах, ни в голове или других частях тела…

Что еще я хочу добавить? Как ни странно это может звучать для непосвященного человека, но ртом мы не поем! Весь звук мы запускаем в вокальную маску, о которой я говорила выше. Само собой, звук выходит через рот, но когда мы представляем, что звук льется через точку, находящуюся между бровями, он озвученно, красиво выходит через верхнюю челюсть. Рот, однако же, нужно стараться открывать широко, вот здесь его роль в пении несомненна. Конечно же, одного лишь головного резонатора певцу недостаточно, звуку нужна опора. Для того, звук был глубокий, тембрально окрашенный, и звучал грудной резонатор, нам нужна крепкая опора, о которой я расскажу в следующем уроке.