Школа искусств для детей и взрослых
+38 (050) 174 62 09

Учимся летать (статья из журнала “Уроки вокала” №1, 2011 год)

17 Сен

Екатерина Максимова – художественный руководитель и преподаватель эстрадного вокала в киевской музыкальной школе «Соломрия». За годы упорной работы она подготовила много учеников с очень разными вокальными данными, что позволило одним из них вступить в высшие музыкальные учебные заведения, другим – выйти на сцену или значительно повысить уровень мастерства, а еще кому-то в процессе обучения удалось открыть в себе любовь к музыке, искусству и жизни в целом. Интерес Екатерины к музыке проявился еще в раннем детстве, определив ее профессиональную и творческую карьеру: закончив две музыкальные школы , она поступила в музыкальное училище им. Глиера , а затем продолжила обучение в Киевском институте культуры. Кроме того, в это же время она училась у известного преподавателя вокального искусства Киевского эстрадно-циркового колледжа – Людмилы Петровны Соколовой, которая в значительной степени повлияла на выбор профессии и вдохновила на преподавательскую деятельность…

Готовя материал для журнала «Уроки вокала», мне не хотелось утомлять читателей издания сухой теорией вокала или перечнем технических приемов, применяемых профессиональными эстрадными певцами. Поскольку пение не относится к наукам, овладеть которыми можно только со страниц учебников, сегодня я расскажу о собственном опыте обучения и главных «заповедях», которые, по моему мнению, просто необходимо соблюдать всем ученикам для достижения желаемого результата. Надеюсь, мой пример и советы вдохновят начинающих и придадут уверенности тем, кто уже занимается вокалом, ведь именно вера в свои силы и способности является едва ли не главным залогом успеха на пути к настоящему мастерству. Но обо всем по порядку …

От барабанов до микрофона 

Музыка меня увлекла с детства, поэтому в семь лет я пошла в музыкальную школу, а в тринадцать начала писать первые песни. Решив, что моих голосовых способностей недостаточно для сольной карьеры певицы, а развить природные данные невозможно, в шестнадцать я поступила во взрослую школу на класс ударных инструментов. Но играя в оркестре музыкального училища на барабанах, я все же находила минутку и в перерывах забегала на экзамены по вокалу, чтобы послушать других учеников.

Рокабилли-группа Rockland Ladies (бас – Алиса Заграничная, ударные – Катерина Максимова, гитара – Оксана Михайленко)

Училище я закончила эстрадной барабанщицей и… поняла, что больше всего хочу петь! Замечу, что мне было 22 года, я недавно вышла замуж, ждала ребенка, но несмотря ни на что, решила сменить профессию и стала искать преподавателя по вокалу. Сменив четырех педагогов, ни один из которых не мог меня ничему научить, я по счастливому стечению обстоятельств попала в эстрадно-цирковое училище, где наконец нашла свою наставницу, которая помогла мне осуществить самую мечту всей жизни – запеть. Ее звали Людмила Петровна Соколова, и она оказалась настоящим мастером своего дела. Каждое занятие, каким бы трудным и изнурительным оно ни было, приближало меня к конечной цели, и хотя я не сразу поняла, что именно требовала преподаватель, именно ее методика помогла мне найти тот самый звук, который называется голосом. Научившись петь, я стала работать в различных клубах города Киева, чтобы заработать на запись собственного альбома и привлечь к работе над ним лучших музыкантов города. Я закончила эстрадный вуз и почувствовала, что могу и хочу поделиться замечательной методикой с другими людьми, которые мечтают научиться удивительному искусству, способному подчеркнуть все богатства нашей души – пению…

Где твои крылья?

Методику своего учителя я вспомнила совсем не случайно: представьте птичку, которая всю жизнь мечтала взлететь, но не могла найти сил, чтобы расправить крылья. И в один прекрасный день ей это удалось, она поднялась ввысь и наслаждалась каждой секундой полета. Такой птичкой когда-то почувствовала себя я, и с тех пор работаю над тем, чтобы то самое незабываемое ощущение возникало и у моих учеников. Но для того, чтобы, как говорится, сказка стала былью, существуют тщательно определенные и сформулированные мной тезисы, позволяющие «достать звук» из любого человека, независимо от его возраста и голосовых данных. За последние пять лет 90% моих учеников совершили невероятный скачок в вокале – не буду перечислять конкурсы, в которых они участвовали, сколько из них поступили в музыкальные вузы, присоединились к группам или просто запели «для себя» так, как никогда даже и не надеялись. Теперь перейду к главным моментам, о которых хотела бы рассказать подробнее. Вы никогда не задумывались над тем, почему сельские бабушки, которые не имеют никакого музыкального образования, так легко, красиво и непринужденно поют, собравшись вечером на скамейке возле дома? Дело в том, что на голос очень сильно влияет раскованность человека, его уверенность в себе. Именно поэтому уверенность – первое из того, что я хочу дать каждому ученику. Следующей идет собственно методика пения – с ней вы можете ознакомиться, просмотрев видеоприложение к журналу. Есть четкое представление о том, куда мы направляем звук, чтобы он легко скользил, был наполнен обертонами и украшен легкой вибрацией, но для того, чтобы это понять, требуется полная раскованность, образное мышление и умение запоминать, впитывать все то, что я говорю на уроках. Также важно отсутствие лишних эмоций относительно результата, поскольку привязанность к результату обычно препятствует его достижению, тормозит процесс, который должен происходить естественно и непринужденно. Здесь я должна затронуть еще один вопрос, который волнует едва ли не каждого ученика: сколько времени нужно, чтобы научиться петь? Как правило, для каждого человека этот показатель отличается – тем более, что предела совершенству не существует, особенно в таком деле как вокал. Но в общем можно сказать, что для выработки рефлекторной памяти в мышцах, работающих во время пения, и тренировки слуха до приемлемых в профессии стандартов большинству людей нужно примерно четыре года, хотя многие прилежные и способные ученики проходят этот этап за год -полтора. Я училась десять лет, поэтому проделала большую работу над ошибками, проанализировала все «можно» и «нельзя» профессии, прежде чем поняла и убедилась в том , что мне нравится, как я пою. Именно поэтому мои ученики достигают своей цели гораздо быстрее, поскольку все то, что я им говорю, продиктовано собственным опытом, почерпнутым из практики, а не из книг. Поэтому если вы хотите продуктивно и с удовольствием посещать уроки вокала, советую придерживаться следующих правил – несложных на первый взгляд, но именно их игнорирование может оставить конце концов «за бортом» тех, кто не хочет или не может им следовать.

Чего НЕЛЬЗЯ делать:

Уроки вокала в школе "Соломрія"

На съемках видеоуроков

1) Рассчитывать на мгновенный результат;
2) Постоянно анализировать собственный звук;
3) Нерегулярно заниматься – постоянство играет очень большую роль;
4) Оставаться скованным и зажатым;
5) Продолжать, несмотря на все мои усилия, не верить в себя и свои силы;
6) При слабом от природы музыкальном слухе – не развивать его. На развитие слуха нужно больше времени и усилий, чем на постановку голоса, поэтому параллельно с уроками пения можно заниматься сольфеджио.

Что НУЖНО делать:

1) Прислушиваться к моим рекомендациям, быть гибким и готовым к сотрудничеству;
2) Воспринимать уроки вокала как «маленький ребенок», который учится ходить, падает, но после каждой неудачной попытки встает и, не впадая в отчаяние, упорно продолжает начатое;
3) Быть страстным и харизматичным во время пения, соединиться с самим собой, касаться своего внутреннего «я» – о таких людях обычно говорят, что они обладают сильной энергетикой, но в действительности они образуют одно целое с тем, чем занимаются;
4) Помнить о том, что видеть перед собой людей, для которых поешь, знать, что ты поешь для людей и просто видеть перед собой людей – это разные вещи.
5) Запастись терпением на несколько лет, чтобы наконец порадоваться своим успехам, открыть свой настоящий голос, найти уникальный звук и, поблагодарив себя за упорный труд, наслаждаться его результатами и почувствовать настоящие крылья за плечами!