Какую музыкальную школу выбрать для вашего ребенка?

С наступлением осени и нового учебного года родители, заботящиеся о всестороннем развитии своих детей, начинают искать всевозможные кружки, секции, клубы и тому подобные заведения, в которых малышей могут занять каким-нибудь полезным для их души и тела занятием – изобразительным искусством, музыкой, спортом, танцами, моделированием и т.п…

Любой родитель (ну или почти любой), конечно же, желает для своего ребенка всегда самого лучшего, а потому проблема выбора в таких случаях стоит всегда очень остро – как подыскать оптимальный вариант, чтобы педагоги были самые лучшие, к дому поближе и подешевле? Все направления внешкольного образования в рамках одной статьи, мы, увы, не охватим, потому предметом этой статьи будет то, в чем мы разбираемся лучше всего – то есть музыкальные школы.

Способности есть у всех!

Еще несколько лет назад выбор заведений, где детей обучали музыке, был не так уж и велик – в основном, с этой задачей справлялись государственные музыкальные школы, детские школы искусств и кружки при различных «дворцах пионеров». При желании и финансовых возможностях, конечно, можно было брать и частные уроки у проверенных педагогов на дому. В последнее время ощутимую конкуренцию государственным учреждениям стали составлять частные, что вполне соответствует общемировой практике. Но поскольку частные школы у нас в новинку, многие относятся к ним настороженно. Мы расскажем о нашем видении сложившейся на сегодня ситуации в музыкальном образовании, ну а выбор, как всегда, остается за вами.

При всех своих плюсах и минусах государственные детские музыкальные школы (ДМШ), доставшиеся нам в наследство от советской образовательной системы, до сих пор доминируют в сфере обучения детей музыке. Причин этому множество – доступная для большинства семей стоимость занятий, разветвленная сеть школ, представленная даже в небольших городах и поселках, зарекомендовавшие себя педагоги, ну и, конечно же, возможность получить свидетельство государственного образца по окончанию учебы. Держатся ДМШ на энтузиастах своего дела, которые, несмотря на недофинансирование, умудряются поддерживать в более-менее приличном состоянии помещения, аппаратуру и музыкальные инструменты. Что же заставляет родителей искать другие варианты обучения? Как показывает наша многолетняя практика, основная беда ДМШ – присутствие в системе педагогов, легко ставящих «диагнозы» детям. Ежегодно к нам обращаются десятки (!) родителей и взрослых учеников с такими вердиктами из музшколы: «нет слуха», «нет голоса», «петь не будешь никогда», «пальцы короткие», «лучше запишите на танцы». Безусловно, не все дети рождаются Моцартами, и не всем уготована блестящая музыкальная карьера. Но научиться петь и играть для собственного удовольствия и общего развития может каждый – при наличии желания, конечно.

Доверяй, но проверяй

В нашей музыкальной школе действует правило: принимаем на обучение только тех, кто хочет учиться. Естественно, это касается только маленьких учеников, ведь взрослый человек, записавшийся на занятия, делает это сознательно. Самых младших, конечно, нужно вовлекать в творчески-игровой процесс: им сложно долго удерживать внимание на чем-то одном, они быстрее устают. К сожалению, многие педагоги, особенно «старой закалки», забывают о том, что их задача – раскрыть талант ребенка, развить его способности, даже если они поначалу не слишком выражены. Нередко педагоги – почему-то этому пороку особенно подвержены «заслуженные работники образования», чьи кабинеты увешаны разными грамотами, — считают себя вправе говорить с учеником грубо, повышать голос, бить по пальцам, если играются не те ноты. Говорить о воспитании любви к музыке в данном случае не приходится. Поэтому наш совет всем родителям: какая бы ни была престижная школа и сколь именитым ни был педагог, постарайтесь убедиться в том, что происходящее на уроке соответствует вашим ожиданиям. Хороший преподаватель никогда не откажет вам в праве побыть на занятии – конечно, если вы договоритесь об этом заранее и не будете вмешиваться в учебный процесс. Не ленитесь также расспрашивать ребенка о том, как проходят уроки музыки, все ли ему понятно, доброжелателен ли к нему учитель.

Система тоже нужна

В последнее время самое популярное словосочетание в описании услуг репетиторов и частных музыкальных школ – «индивидуальный подход». По идее, имеется в виду разработка плана обучения с учетом индивидуальных особенностей и музыкальных предпочтений ученика (или его родителей) – то, чего так недостает государственным школам, но в большинстве случаев за этими словами скрывается банальное отсутствие какой-либо программы и системы в обучении. «Свободная» форма занятий, не предполагающая домашних заданий и всецело построенная на пожеланиях или настроении ученика, хорошо работает в том случае, когда человек приходит на занятия в основном затем, чтобы весело провести время – поболтать с учителем, попробовать что-то спеть или сыграть. В этом нет ничего плохого, ведь ученик получает эмоциональную разрядку, раскрепощается, да еще и понемногу улучшает свои музыкальные навыки. В основном это взрослые, которые приходят «на музыку» в свободное от работы или учебы время, и рассматривают это занятие как хобби. А вот с детьми, особенно теми, кто учится играть на инструменте, бессистемность почти всегда приводит к тому, что желание заниматься быстро пропадает. Почему так? Вы удивитесь, но во многом детское мышление гораздо рациональнее взрослого. Ребенок должен знать, зачем он ходит на уроки и какие цели перед ним поставлены. Это может быть зачет, экзамен для перехода на следующий уровень обучения, отчетный концерт или выступление на домашнем празднике, участие в конкурсе, подготовка к записи в студии. А для достижения этих целей и нужно играть гаммы, петь вокализы и выполнять прочие задачи, кажущиеся на первый взгляд не очень интересными или необходимыми… Поэтому наш совет – не постесняйтесь узнать, по какой программе будет происходить обучение ребенка, и существует ли таковая вообще.

Кроме того, хорошая музыкальная школа периодически проводит концерты, на которых имеют возможность выступить как новички, так и более опытные студенты, рекомендует участвовать в проверенных конкурсах, помогает со студийной звукозаписью, организовывает дополнительные тренинги и курсы. Если же вам предлагают вариант «ходите, пока не надоест» — подумайте дважды, стоит ли вкладывать в такое обучение время и деньги.

А напоследок я скажу…

Надеемся, что данный материал поможет вам сделать правильный выбор в таком непростом вопросе, как обучение ребенка музыке. Взвесьте все «за» и «против», посоветуйтесь, сравните несколько вариантов. Хорошо, если репетитор или музыкальная школа предлагает возможность бесплатного пробного занятия, прослушивания, консультации с преподавателями. Подумайте о целях занятий. Например, если вам совершенно необходимо свидетельство об окончании музыкальной школы – альтернативы нет, записывайтесь в государственную ДМШ. Без этой «корочки» для вас будет закрыт путь в некоторые (но далеко не все) музыкальные училища и вузы. Когда же уроки музыки нужны для общего развития и без большой дополнительной нагрузки, наверняка стоит присмотреться к школам-студиям. Ну а гибкий график занятий, доброжелательных, профессиональных педагогов и разрабатываемую индивидуально программу с современными подходами к обучению вам, скорее всего, предложит частная музыкальная школа – такая, например, как «Соломрія».

Записаться на занятия