Школа искусств для детей и взрослых
+38 (050) 174 62 09

Эта стра-а-а-шная сцена…

30 Апр

Всем известная боязнь сцены приходит с возрастом, причем с маленьким: только что 5-летний малыш бойко рассказывает стихи на утреннике, как уже через полгода он всячески упирается и отнекивается, лишь бы не выступать перед аудиторией, пусть даже знакомой. А потом в ход все остальные уловки врага (т.е. страха): дрожь в коленях, горящие щеки и прочее. Причины всем известны –  комплексы. Пытаться уберечь от них ребенка – дело безуспешное: или родители сами, мимоходом, не замечая даже, обронят пару укоризненных слов в адрес ребенка, или это сделает кто-то другой, посторонний – не важно. Чтобы сформировался комплекс или боязнь чего-то, достаточно бывает и необдуманного взгляда, и самые лучшие уроки вокала потом ничего не исправят, потому что человек убежден: научиться петь красиво – невозможно. Да, вы можете заняться самокопанием уже во взрослом возрасте, пытаясь найти источник комплекса, но дело это неблагодарное: обвинив что-то или кого-то, вы не устраните проблемы, а только сделаете хуже себе. Проверено.

Поэтому предположим, что комплекс (в нашем случае – боязнь сцены) – это данность, пусть и печальная, некая константа. Методов обуздания этой боязни – пруд пруди. Некоторые советуют представить себе зрителей в смешном, нелепом виде, и таким образом уже не боятся сделать что-то не так перед такой «заниженной» аудиторией. Другие предлагают выбрать в зале более-менее приветливое лицо и выступать исключительно для этого человека. Можно, говорят третьи, представить, что в зале вообще никого нет, и вы вступается просто «для себя», а раз, вроде бы, никого нет, то и бояться нечего. Все эти методы работают более-менее успешно на каком-то уровне. А что если попробовать глянуть глубже…

Отмучавшись добрый десяток лет на сцене, краснея и запинаясь каждый раз, казалось, что пора сдаваться. Открытие пришло тихо, даже как-то незаметно: надо полюбить своего зрителя. «Да разве я не люблю? – скажете вы. – Разве убиваю кого-то?». Это не совсем так. Когда любишь – доверяешь. Человек уже отложил свои дела (если только это не рота солдат, которых насильно загнали на концерт для повышения уровня культуры), пришел, сел на свое место в зале, отрешился от всех хлопот и ждет – ждет вашего выступления, ждет того, что вы хотите спеть или сыграть, рассказать или станцевать. Ему априори нравится вид искусства, которым вы занимаетесь, он в предвкушении того, что сейчас перед ним будет происходить волшебное действо, так сильно отличающееся от серых будней. И заправлять этим действом будете вы. Зритель не пришел оценивать – он пришел наслаждаться тем, что вы собираетесь творить на сцене. Поверьте этому, и страх улетучится!

Елена Радова, Киев